Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Как соотнести электронное и неформальное обучение?

На прошлой неделе я обсуждал с одним своим коллегой перспективы новых технологий обучения, связанных с компьютерными технологиями, выходящими за рамки простого и формального e-learning, заключающегося в создании и назначении электронных курсов.

Мы спорили о том, нужны ли вообще в корпоративном обучении решения, позволяющие организовывать неформализованные процессы обмена знаниями - такие как wiki (библиотеки электронных документов над которыми совместно работает группа авторов), блоги и т.п. В качестве "бронебойного" аргумента мой собеседник, скептически настроенный по отношению к таким технологическим новациям, хотя и работающий в сфере электронного обучения, спросил меня - знаю ли я хотя бы одну крупную компанию, где эти технологии востребованы и используются. Я был вынужден признать, что я таких компаний не знаю (хотя я то знаю компаний в которых есть СДО более чем достаточно и вообще интересуюсь событиями рынка). Как правило e-learning в российской компании, да и в западной тоже, это электронный курс, который открывается или назначается куче людей, завершается тестом, по которому в итоге смотрится отчет, собственно и являющийся основным результатом процесса. Даже форумы в учебном портале зачастую отключают - чтобы "не наговорили лишнего" ;)

В итоге я задумался над аргументацией, потому что сам уверен в эффективности обучения, протекающего в виде неформального обмена информацией, а также в том, что самостоятельно "добытая" обучаемым информация останется в его голове дольше чем та, которую попытались "вколотить" туда в ходе формального тренинга. В процессе поисков я набрел на информацию о ряде исследований, которые проводились как водится в Штатах, по соотношению формального и неформального обучения в корпорациях.

Одно из исследований, говорит о том, что 75% сотрудников корпораций считаю, что все что необходимо им для работы они изучили на рабочем месте, а не в учебной аудитории. Оценка доли неформального обучения на рабочем месте в общем объеме колеблется в разных исследованиях в диапазоне от 70 до 80%. См. рисунок - распределение способов обучения - формальных и неформальных.



Это означает, что большую часть знаний и навыков, необходимых нам для работы, мы получаем не в учебном классе, а от нашего окружения на рабочем месте. Можно ли после этого игнорировать технологии, позволяющие обеспечить более оперативное взаимодействие сотрудников и тем самым дополнительную поддержку неформального обучения? Я думаю что нет. Наоборот, современные технологии позволяют увеличить скорость и грубину неформального обучения за счет технологий обмена данными с территориально удаленными коллегами (например, я лично регулярно обмениваюсь опытом со своими партнерами из Киева через Skype, используя видеоконференцию и application sharing). Не надо также забывать, что любая электронная форма проведения неформального обучения позволяет сделать "твердую копию" неформальных знаний, т.е. перевести это знание в некий формализованный вид (например, моя видео-конференция c партнерами из Киева может быть записана и послана в Екатеринбург или Казань).

Я уверен, что в ближайшее время мы увидим (и надеюсь даже попробуем) реальное использование новых технологий неформального обмена данными в практике корпоративных учебных центров. Поскольку мне эта тема очень любопытна, я постараюсь писать об этих примерах, как только увижу или найду.

PS
Все ниже на английском
Статья про Informal Learning (неформальное обучение)
И еще одна
Workflow learning - еще одна идея, владеющая умами e-learning деятелей на западе
Статья про возможные направления использования e-learning для обучения на рабочем месте
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Дашборд для руководителей. Кейс банка «Открытие»

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Быстрое обучение, без регламентов и стандартов — это возможно? Кейс Магнита

Мобильное обучение с помощью iPod - реальность?

Портал позитивной обратной связи. Кейс Газпромбанка